Когда Вы просыпаетесь и засыпаете,
когда зажигаете свет в офисе и гасите, уходя домой, -
всегда, в каждую минуту, мы заботимся о Вас
Единый федеральный номер: 8-812-648-88-24
звонок по России бесплатный
(812) 648-88-24
Перезвонить Вам?
(812) 648-88-24
info@tfg-insurance.ru

Ответственность директора и страхование D&O

> > Ответственность директора и страхование D&O
Ответственность директора и страхование D&O 04.01.2016

Несмотря на то что в совете директоров присутствуют представители и менеджмента, и акционеров, и независимые директора, все они имеют равные права: голосовать на заседаниях совета, высказывать во время обсуждения свою точку зрения и требовать необходимую информацию для принятия решения. В соответствии с этим все члены совета директоров имеют одинаковый статус и равные условия для выполнения своих обязанностей. Равенство директоров вытекает из их солидарной ответственности за решения, принятые советом директоров. Солидарная ответственность означает, что в случае подачи иска к директорам он может быть обращен к любому члену совета. В случае удовлетворения иска судом директор обязан оплатить судебные издержки и сумму присужденного штрафа.

Фидуциарные обязанности директора

Из равноправия членов совета директоров следует, что и обязанности у них одинаковые. В соответствии с лучшими стандартами корпоративного управления все директора обязаны работать в интересах компании, понимаемых как долгосрочные интересы акционеров. При этом директора должны учитывать интересы других заинтересованных сторон, называемых стейкхолдерами.

К ним относятся: потребители продукции компании и поставщики; сотрудники; население регионов, где она осуществляет свою деятельность, и региональные власти; самоорганизуемые местные сообщества; экологические организации, следящие за режимом природопользования; государство. Важность учета нужд и потребностей стейкхолдеров объясняется тем, что компания, гармонично сочетающая интересы своих акционеров с интересами других заинтересованных лиц, минимизирует риски проявления недовольства или конфронтации с их стороны и поэтому имеет преимущество с точки зрения устойчивости своего развития.

Весь вопрос в том, что иногда у тех или иных акционеров есть собственное представление о своих долгосрочных интересах, и поэтому в условиях концентрированного владения, когда в компании сформировалось несколько владеющих существенными пакетами акций групп акционеров, мнения которых по многим вопросам не совпадают, возникают конфликты. В этой ситуации директора — представители акционеров, избравших их в совет, зачастую получают от них инструкцию о том, как следует голосовать, чтобы решить вопрос на заседании совета директоров в пользу этих акционеров.

Представитель акционера в совете директоров должен для себя решить, насколько данная позиция оправданна для него лично, не пострадают ли его репутация и он сам, если будет следовать инструкции, полученной от акционеров. Тем более важной в такой ситуации оказывается роль независимых директоров, которые голосуют исходя из собственного понимания долгосрочных интересов компании.

В любом случае все члены совета директоров должны соблюдать следующие фидуциарные обязанности: следовать принципу лояльности компании и интересам ее акционеров (duty of loyalty) и относиться к своей работе директора добросовестно (duty of care).

Принцип лояльности означает, что директор должен быть честен и работать в интересах компании, а не на свой собственный карман, пытаясь лично обогатиться за счет информации, получаемой на заседаниях совета директоров, или использования финансовых потоков компании. Директор получает вознаграждение за работу в совете директоров, и любые другие способы извлечения личного дохода за счет компании считаются нарушением его обязанностей.

Принцип добросовестности означает, что директору необходимо активно участвовать в заседаниях совета, тщательно готовиться к заседаниям и прилагать максимум усилий, чтобы разобраться, что в действительности происходит в компании и не злоупотребляет ли менеджмент своим служебным положением. Если директор честно соблюдает эти принципы, то он защищен в случае предъявления к нему исков и последующих судебных разбирательств, причем даже в ситуациях, когда компания попала в тяжелое положение и понесла убытки.

Ответственность директора и страхование D&O

В соответствии со статьей 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» директора компании как ее высшие должностные лица (члены правления и члены совета директоров) несут солидарную ответственность в случае доказательства причинения ущерба и наличия их вины. Принцип солидарной ответственности означает, что иск может быть предъявлен любому из директоров, и в случае доказательства вины каждому директору, голосовавшему за или воздержавшемуся при принятии решения, присуждается штраф и счет на покрытие судебных издержек.

В настоящее время членам советов директоров российских компаний иски предъявляются не часто. Это происходит из-за неурегулированности законодательства и отсутствия у специалистов в области права четкого понимания, в каких судах рассматривать такие дела: общей юрисдикции или арбитражных. Тем не менее имеются примеры предъявления исков к директорам за проведение преднамеренного банкротства. На Западе, особенно в Соединенных Штатах, существует агрессивная среда, в условиях которой юристы используют любые зацепки для подачи исков к директорам, в частности при любом проседании котировок акций на фондовых биржах. Кто предъявляет такие иски? В основном сотрудники, конкуренты или регулирующие органы, но чаще всего — акционеры, неудовлетворенные результатами работы компании. А поскольку существуют так называемые коллективные иски (class actions), когда к иску, поданному одним акционером, присоединяются иски других акционеров по данному случаю, последствия таких исков могут быть весьма серьезными, а суммы возмещения по ним иметь колоссальные размеры. Поэтому в западных странах, и прежде всего в США, ответственность директоров обязательно страхуется. Без полиса страхования ни один разумный директор там работать не будет.

То, что ответственность директора застрахована, не означает, что ему можно бездумно принимать любые решения или нарушать свои обязанности. Он освобождается от выплаты штрафа и покрытия судебных издержек только в том случае, если в ходе судебного разбирательства будет доказано, что директор четко выполнял свои фидуциарные обязанности, то есть работал добросовестно и честно, однако результаты работы компании оказались не такими, как ожидали акционеры. Полис D&O (Directors and Officers Liability Insurance — страхование ответственности директоров и управляющих) состоит из нескольких уровней страховых покрытий.

Во-первых, компания страхует ответственность директора или сами директора страхуют свою ответственность, не покрываемую возмещением со стороны компании. Финансовая защита по таким полисам предоставляется персонально директорам и руководителям компании.

Во-вторых, как правило, страховая защита директора включает возмещение (идемнификацию) директору судебных издержек по предъявленным ему искам за счет средств компании. Но компании также невыгодно выдергивать в случае иска деньги из своего оборота, поэтому она страхует свою ответственность перед директором, перекладывая возмещение судебных затрат на страховщика. Финансовая защита в этом случае предоставляется компании, если она покрыла судебные издержки за своих директоров и руководителей.

В-третьих, в полисах D&O прописывается непосредственно возмещение убытков компании, вызванных действиями директоров и руководителей.

Страховщик отказывает в выплате возмещений в таких случаях, как: 

  • нечестность: мошеннические или умышленные действия директора; 
  • доказанное пренебрежение директором своими обязанностями, халатность; 
  • иски директоров, застрахованных по одному договору, друг к другу; 
  • иски со стороны крупных акционеров данной компании; 
  • иски, вызванные действиями властей и налоговых органов; 
  • исключение исков, заявленных по причине, произошедшей до даты оформления первого полиса D&O.

В связи со сложным характером страхового продукта рекомендуется заключать договоры через специализированных посредников — страховых брокеров, которые хорошо знают рынок подобных услуг и условия страхования у разных страховщиков. Сталкивая их между собой и организуя тендеры, брокер, работающий на стороне клиента, стремится получить для него наилучшие условия, например расширить условия покрытия при уменьшении затрат на страхование, то есть страховой премии, выплачиваемой компанией страховщику. Помимо этого работа через брокера помогает клиенту проследить всю цепочку перестрахования ответственности, исключая ситуацию, когда недобросовестный страховщик в погоне за сиюминутной выгодой перестраховывает свои риски у ненадежных партнеров.

К списку статей


  • Партнёры
  • |
  • Клиенты