Индия отказывается от государственной монополии на агрострахование
13.11.2013
К списку новостей
Индийское правительство решило отказаться от государственной монополии на агрострахование с государственной поддержкой. С 1 ноября в этой стране в систему агрострахования по национальной программе с господдержкой привлекаются частные страховщики. Как сообщает агропромышленный портал Oryza.com со ссылкой на сообщение Министерства сельского хозяйства Индии, эта мера принята с целью улучшения качества страхового обслуживания индийских крестьян и облегчения нагрузки на государственную компанию по агрострахованию – Agriculture Insurance Company of India (AIC).
Также в рамках проведенной реформы с 1 ноября 2013 г. в Индии сведены в одну Национальную программу страхования урожая (NCIP) несколько действовавших ранее программ сельхозстрахования с господдержкой. Агрострахование по базовой части NCIP является обязательным для фермеров, получающих кредиты.
«Опыт Индии весьма актуален и показателен для России, – комментирует президент Национального союза агростраховщиков (РФ) Корней Биждов. – Госкомпания по агрострахованию была создана в этой стране в 2002 году в качестве монополии для осуществления агрострахования с господдержкой. Для Индии, в которой до 1999 года весь страховой рынок был государственным, это было естественным решением. Тем не менее, по данным, полученным экспертами НСА из открытых источников, спустя десятилетие работы госкомпании в Индии охват посевов страхованием не превысил 15%, а убыточность ее портфеля превзошла 300%. При этом созданные в нулевые годы частные компании, предлагавшие страховые программы без господдержки, оказались в состоянии конкурировать с госмонополистом. Россия рискует с очень высокой вероятностью повторить индийский опыт, если пойдет по пути создания единой государственной монополии по агрострахованию. НСА неоднократно отмечал, что базовым элементом в организации агрострахования во всем мире является опора на государственно-частное партнерство. Монополизация этой сферы государственной структурой наблюдается в отдельных странах – в Греции, на Кипре, в Иране, а также в Канаде, на успешный опыт которой часто ссылаются сторонники госкомпании. Но следует учесть, что в Канаде, где ведется особенная государственная политика, направленная на управление рентабельностью сельхозпроизводства, нет единого госстраховщика – в стране работает 10 компаний, созданных на уровне провинций в 60-е годы прошлого века. Опыт Индии и Ирана (в Иране убыточность госфонда по агрострахованию превысила 150%), демонстрирует, что единая специализированная госкомпания неэффективна для больших стран».